Стал кинорежиссером, который своими фильмами приумножил мировую славу советского кино. В его фильмографии более 20 работ . За экранизацию «Попрыгунья»( дебют в кино) в 1955 году на Венецианском кинофестивале он получил, во-первых, награду «Серебряный лев» первой степени, во-вторых, как лучший иностранный фильм, премию критиков «Кубок Пазинетти». Сам Фелинни пожимал ему руку. За «Оптимистическую трагедию» в 1963 году — приз Каннского кинофестиваля, а на Международном кинофестивале в Мексике —премию «за правдивый показ русской революции». А у себя дома фильм был и лидером проката, и лучшим фильмом года.
 
Кстати, именно Самсону Самсонову мы обязаны тем, что такой прекрасный композитор как Эдуард Артемьев пришел в кино и остался там надолго (и в этом году именно он получил кинопремию «Золотой Орел» в номинации «лучшая музыка»). В 1966 году Артемьев пришел к Самсонову на съемочную площадку, чтобы подзаработать, сыграв небольшую роль тапера. Но молодому композитору, между прочим,выпускнику Московской консерватории, грех было не воспользоваться случаем и не показать свои сочинения. Тем более, что опыт написания музыки к фильму уже был — 1963 год, фильм с говорящим названием «Мечте навстречу» (в соавторстве с В. Мурадели). Правда, Артемьев принес режиссеру симфоническую музыку,не для кино. Самсонов просил его переделывать все до тех пор, пока у музыканта не получились легкие и выразительные мелодии. Он взял этого молодого человека в киногруппу уже в качестве композитора, несмотря на протесты музыкальной редакции. Вот таким образом Эдуард Артемьев снялся в кино и впервые самостоятельно написал к нему музыку.
 
Это был фильм «Арена»( 1967 год). Впоследствии режиссер и композитор сделали вместе ещё две картины — «Каждый вечер в одиннадцать»( 1969 год) и «Торговка и поэт» (1980 год).
 
 
Так что любой режиссер по определению диктатор. Человек сильный , волевой, решительный. Самсонов таким и был. Но дело в том, что он был и другим.
 
Самсон в переводе с древнееврейского означает солнечный. Солнечный, светлый, добрый, ранимый. Может быть, в этом кроется секрет его творчества, тяготеющего к многожанровости. Каждая из характеристик в чистом виде наиболее ярко отразились в двух фильмах режиссера. В революционной эпической картине «Оптимистическая трагедия» и лирической истории о любви «Каждый вечер в одиннадцать».
 
У каждого художника есть своя муза, а у каждого Самсона есть своя Долида. Женщина, которая может дать все и с таким же успехом все отнять. Такой женщиной для режиссера стала актриса Маргарита Володина. Они встретились, когда ей было 19, ему— 36, и он был женат.
 
За 12 лет совместной жизни они сняли не один фильм. Конечно, режиссер сделал из своей молодой жены звезду. Но и она, в свою очередь, вдохновляла его на создание настоящего кино. Их триумфом , безусловно, стала лента «Оптимистическая трагедия». А прощальным — «Каждый вечер в одиннадцать». В чем причина их расставания?
 
Ни один их них публично не объяснял причину развода («Был инцидент, не хочу вспоминать» Маргарита Володина). Но судя по поведению Самсонова, который в резкой форме отказался помогать даже дочери (она тоже по профессии актриса) позволяют сделать вывод, что именно он был обиженной стороной. По крайней мере, он так считал, чувствовал...
 
Библейский Самсон был ослеплен своими врагами в результате предательства его возлюбленной Долиды. Самсон Самсонов тоже был ослеплен... своей женой. Сначала ее красотой, женственностью, талантом. Позднее — расставанием. То, что оба от этого потеряли, несомненно. Хотя каждый по-разному: Володина почти не снималась, Самсонов снимал много , но лучшее осталось позади.
 
В фильме «Каждый вечер в одиннадцать» любой кадр, в котором существует Она или ее голос, — это объяснение в любви. В картине такие длительные остановки на ее лице, улыбке, смехе, что понятно: режиссер любуется. Выразительны также и общие планы , на которых актриса не только прекрасно одета, но красиво и эротично полураздета. Высший класс проявления таланта и вкуса.
 
В основе сценария картины лежит рассказ «Я, ты, он и телефон» азербайджанского писателя Анара. Его интрига такова, что хоть сейчас снова на экран. Современные реалии и мобильные телефоны — только на руку...

(0 голосов)