Кто у нас Золушка? Мария Ильинична, заместитель директора музея по научной работе ( К. Раппопорт). Красивая, но умная, бедная, но строптивая. А кто у нас прынц? Петр Сергеевич, заместитель министра по экономике и развитию (Ф.Бондарчук),который приезжает из Москвы в провинциальный музей с государственной миссией. Богатый и неженатый. Этого уже достаточно, чтобы в него влюбиться. То, что эти двое встретились — уже чудо. А то, что завязались отношения— чудо вдвойне. Конечно, связь культуры и власти— это же всегда мезальянс?! А история Золушки — это архитип всех волшебных историй о неравных браках. Все сказки заканчиваются свадьбами или предложениями руки и сердца. И незачем гадать что там будет дальше. Сказки пишутся не для этого. 

Хорошо, что фильм получился другим. Без всякого полемического задора и псевдоинтеллектуальной зауми. Простая романтическая комедия, не только смешная, но и остроумная. Еще одна золушкина история. Красиво снятая (оператор М. Осадчий) и внятно рассказанная, как и положено в сказке,с допустимыми условностями.
 
Пролог фильма задает и настроение, и направление мысли. В музее-усадьбе писателя 19 века П.С. Щегловитова ( вымышленный персонаж, конечно) появляется съемочная группа для выбора натуры будущей картины о русском классике. С одной стороны, здесь проскальзывает ирония над авторским, скорее фестивальным, кино. Не это то кино, которое снимают не для людей, а для призов и наград. Как правило, к искусству оно отношение имеет самое прямое, так как насквозь искусственное. С другой стороны, ирония над стереотипами, которые лежат в основе нашего мышления. Даже наша героиня — умная и тонкая барышня, то ли тургеневская, то ли пушкинская , считает , что если снимают фильм, то обязательно будут копаться в грязном белье. А если кино фестивальное — то это такая скукота, что его все равно никто, кроме критиков, смотреть не будет. Вот так на фоне любовной истории раскручивается еще одна история. История наших стереотипных установок и клишированных мнений. Например, если чиновник из Москвы, то он обязательно жлоб и самодовольный идиот, а если работник культуры , то это порядочный и образованный человек. Или укоренившая в нашем сознании иерархия русских писателей: Пушкин,Толстой, Достоевский — это наше все под номером один, а какой-то Щегловитов — это, как Лесков или Салтыков-Щедрин, тоже наше, но факультативно.
 
У фильма в фильме есть еще одна функция. Эта уменьшенная модель является перевертышем. Если в нем нет даже намека на Софью Дорн, которая за два дня изменила и жизнь, и сознание писателя. То героиня этого фильма именно Софья, то бишь Марья Ильинична, встреча с которой перевернет жизнь нашего героя. Не случайно же Петр Сергеевич полный тезка Щегловитова. И фамилия его — Дроздов. Но при взгляде на холенного чиновника, так и хочется воскликнуть словами поэта: «До чего ты щегловит».
 
Как и положено принцу, он заколдован. В процессе расколдовывания ( принятия наливочки местного приготовления) высокое начальство высказывает крамольные( для культурных людей) мысли. Мол, русскую литературу 19 века надо запретить, так как она рождает несбыточные надежды. Нет, говорит, в жизни таких персонажей , как князь Мышкин и Татьяна Ларина. Но помилуйте, как это нет?! Вот ведь сидят перед нами, зрителями: и тот, и другой. Князь Мышкин вообще назван не просто так. Во-первых, это ссылка на «идиота»,которого играл Ф.Бондарчук в фильме «Даун Хаус» 2001 года. Во-вторых, под влиянием зелья, любви, и когда-то сыгранной роли, актер превращает своего героя в князя Мышкина, как бы включает идиота. Но как говорится, идиот, да не тот. 
 
Внутри фильма есть еще один фильм. Он снится Дроздову. В нем он писатель Щегловитов. Марья Илинична играет его музу — Софью Дорн. А в массовке — дети, их дети.
 
Идиллия, сказка, мечта... А тут и … Путин звонит.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(0 голосов)