Истоки нового чехословацкого кино (называемого также «пражской школой», «чешской новой волной» или «чехословацкой киношколой») берут начало из времён хрущёвской «оттепели», которая наступила в Чехословакии заметно позже, чем в бывшем Советском Союзе. Период расцвета этого вида искусства приходится на 1963-68 гг., а замыкают его трагические события «Пражской весны», когда на территорию Чехословакии вошли войска Варшавского договора, чтобы силой оружия подавить нарождавшиеся здесь свободолюбивые тенденции. 

Книги

чешское киноЧешское кино 60 х годов многим обязано литературе - не только конкретным писателям, но и их творениям. Так, Богумил Грабал (1914-97), по произведениям которого были созданы многие фильмы, автор, являющийся олицетворением провинциализма в самом лучшем смысле этого слова, некоей басенной ирреальности. Его книги изобилуют простонародным юмором, достойным уст бравого солдата Швейка. Манифестом чешской «новой волны» стали слова «Жемчуг на дне» - так назывался сборник киноновелл, снятых студентами пражской школы по книге рассказов Грабала «Жемчужина на дне» (1963). 

Школы

чешское киноК зарождению «новой волны», доминировавшей в мировой (в основном европейской) кинематографии в конце 1950-х - начале 1960-х, больше всего имеет отношение итальянский кинематограф неореализма. В новаторских экспериментах мастеров послевоенного кино, стремящихся найти средства для создания правдивого, полного образа человека, выкристаллизовалось несколько значительных течений, среди которых на первый план выходят киношколы: польская (Анджей Вайда и др.) и чехословацкая, а также английская (кино «молодых и гневных»), французская и немецкая «новая волна». 

Война

чешское киноПожалуй, наиболее известное чешское кино 60 х – лента, выигравшая главный приз на международном кинофестивале в Мангейме (1967) и награжденная «Оскаром» чёрно-белая картина «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Менцеля. Сюжетом для этой художественной ленты также послужило одноимённое произведение Богумила Грабала, принявшего участие и в написании сценария. Действие фильма происходит в конце Второй мировой войны. Юный главный герой по имени Милош после окончания железнодорожного училища попадает в провинцию. 
Военные действия отсюда кажутся совсем далёкими, никак не касающимися здешних обитателей, не влияющими на их жизнь. Главным источником стресса для вчерашнего мальчишки становятся дела сердечные: он влюбляется в молодую кондукторшу, но неудачная попытка физической близости чуть было не оборачивается самоубийством. Однако после возвращения из больницы молодого человека ожидает испытание совсем другого характера - повестка на трудовую повинность. Получив приказ вести особой важности немецкий поезд, Милош не превращается в памятник борьбе с оккупантами, чем зачастую грешили киногерои фильмов стран социалистического лагеря. 
Героизм, который демонстрирует хорошее чешское кино - это героизм обыкновенных людей, у которых, возможно, на совести миллион тривиальных грешков. Подобное развенчание мифов создало у зрителя впечатление правдоподобности рассматриваемых режиссёром проблем, вполне адекватным тем, что окружают нас «здесь и сейчас». Менцель повторно вернулся к прозе Грабала в фильме «Срезки» (другие названия - «Воспоминания», «В старые добрые времена»; 1980), а среди других его работ периода 1960-х заслуживает внимания «Капризное лето» (1967; по книге Владислава Ванчуры) и «Жаворонки на нити» (1970, увидела свет в 1989). 

Магазин на площади

чешское киноОднако фильмом, пусть и не таким известным широкой публике, но первым из работ чехословацких режиссёров получившим международное признание в виде «Оскара», стал «Магазин на площади» (1965; по новелле Ладислава Гросмана) режиссеров Яна Кадара и Эльмара Клоса. Действие этой ленты также происходит во время гитлеровской оккупации - в 1942 году, а в её основе лежит история столяра Антона Бртека, фактически совершающего убийство человека. Бртек получает работу в роскошном галантерейном магазине, который фашисты отобрали у пожилой еврейки. 
Та, не в силах постичь злую суть происходящего, воспринимает Антона как назначенного ей в помощники. Герой фильма разрывается между алчностью жены и своими смутными представлениями о том, что есть добро. Ему мешает собственное безволие; в конце концов он соглашается спасти бывшую хозяйку магазина от концлагеря взамен на взятку от еврейской общины, но делает это крайне неумело, и в результате всё заканчивается трагедией, которой легко можно было избежать. В этой картине авторами был поставлен вопрос о месте и ответственности пассивной личности в системе преступного государства. Достичь огромного психологического эффекта режиссёрам удалось благодаря смене настроений - от комедийного до предельно серьёзного и драматического.

Милош Форман

чешское киноМилош Форман наверняка самый известный в мире режиссёр, который создает чешское кино - возможно, потому, что с 1968 г. он живёт и творит в Соединенных Штатах. В начальный период творчества он много экспериментировал с техникой документального кино, введённого в фабулу художественного фильма (например, съёмки скрытой камерой и т. п.). Фильм - «Любовные приключения одной блондинки» (1965), номинировавшийся на «Оскара» - считается критиками едва не лучшим фильмом чехословацкого периода творчества Формана. Героиня картины, провинциальная рабочая Андуля, проведшая ночь с неким пианистом из Праги и влюбившаяся в него, решает найти его в столице. 

Горит, моя барышня

Следующая картина Формана «Горит, моя барышня» (1967). Ее создали непрофессиональные чешские актеры кино.
По сути, это парадокументальная, гротескная зарисовка забавы провинциальных пожарников, во время которой зритель наблюдает цепь комичных, а то и попросту абсурдных событий (например, постоянная потеря съедобных призов для разыгрываемой лотереи - коньяка, торта, сальтиссона...). Шутки в этом фильме зачастую весьма напоминают построенный на абсурде английский юмор. 

Другие мастера

чешское киноВера Хитилова последовательно продолжает свой путь новатора - как в творчестве, так и в общественной жизни: например, с 1960-х гг. она начала проповедовать идеалы равноправия женщин. В Праге находится «Баррандов» - одна из самых современных киностудий в Европе, основанная в начале минувшего столетия Милошем и Вацлавом Гавелами - дядей и отцом первого президента Чехии Вацлава Гавела. Здесь же находится ФАМУ (Кино - и телевизионный факультет Пражской академии изящных искусств), одна из наиболее почитаемых в мире киношкол, где часть лекций читается на английском языке. 
Наиболее известными картинами Немеца являются «Бриллианты ночи» (1964; экранизация прозы Арношта Люстига), а также «О празднике и гостях» (1966) и «Мученицы любви» (1966). Среди современных чешских режиссёров особого внимания заслуживают Ян Сверак, автор награжденного «Оскаром» фильма «Коля»; Давид Ондричек, режиссёр необычайно популярной за пределами страны комедии «Одинокие» (2000); Ян Гребейк, фильм которого «Мы должны помогать друг другу» (2000), полный чёрного юмора, освещает разные взгляды на Вторую мировую войну; Саша Гедеон, создавший по мотивам прозы Достоевского ленту «Возвращение идиота» (1999). Эти режиссёры зачастую продолжают развивать достижения своих предшественников, работавших почти три десятилетия назад.
(0 голосов)
0 5 0