Первым делом: фильм «Портниха» сделан очень профессионально. Даже высококлассно. Актерская игра не заметна — в том смысле, что по Станиславскому можно кричать «Верю!». Причем это относится не только к игре Кейт Уинслет (Kate Winslet), которой досталась роль главной героини (портнихи Миртл Даннедж — Тилли для друзей).

Ярких характеров насчитывается с десяток. Персонажи второго, а то и третьего, плана получились живыми людьми: у героя на весь фильм пара эпизодов — а зритель понимает оставшееся за кадром — многолетний жизненный опыт, мотивы поступков. Это, видимо, совместная заслуга команды картины, начиная со сценариста.

кадр из фильма Портниха

Однако для рецензиста тут небольшая проблема — кого же выделить? У Уинслет в «Портнихе», безусловно, сложная роль. Женщина приезжает в город детства изначально не ради мести, а чтобы разобраться. И найти мать. Потом ее бьет. Проблема-проблема-проблема-беда... Много раз подряд. Она упирается, справляется со всем, что на нее валится, и не сдается долго-долго, пытается наладить отношения с людьми, разрешить мучающий ее много лет вопрос, вписаться в общество.

Но эффект накапливается — и героиня меняется. А актриса все это сыграла. Кейт Уинслет здесь хороша как в отдельных эпизодах, так и в ретроспективе, меняя персонажа от начала фильма к финалу.

Однако на статус самой сложной роли — из объемных — претендует не только Тилли, но и ее мать, например. В исполнении Джуди Дэвис (Judy Davis). Сошедшая с ума от горя в буквальном, то есть медицинском, смысле термина. Обвинившая дочь в убийстве единственного друга и компаньона в «доме сумасшедшей» — опоссума, «которого все любили». А потом узнавшая свою Тилли, и не просто узнавшая, а оказавшая дочери действенную поддержку. Откуда-то взялись и силы, и разум, и внутренний стержень.

Кейт Уинслет в фильме Портниха

Или полицейский. Совсем не та карьера, о которой он мечтал. Не совсем тот исход дела с убийством ребенка двадцатипятилетней давности. Прогнулся под общество, поддался на шантаж, испугался авторитетов — а кошки-то скребли. Год за годом. Человеку не удобно, потом он поддается искусам, потом появляется милосердие — не так много народу провожали в последний путь убогую сумасшедшую. А потом достоинство и гордость прокатывают лавиной. Хьюго Уивинг (Hugo Weaving), неповторимый и великолепный, к услугам публики.

Гертруда Пратт, она же Труди. Струсила и совершила подлость четверть века назад. Выросла и превратилась в чудовищную девицу, чучело и лахудру. Прибежала за помощью к женщине, в поломке жизни которой активно поучаствовала. Получила от портнихи Тилли исполнение невероятной мечты и налаживание собственной, Гертрудиной, судьбы. И тут же повторила свой детский опыт на бис, развив и расширив методы. Любопытно наблюдать как за душевными движениями малодушной лавочницы, так и за метаморфозами в ее внешности. Сара Снук (Sarah Snook) большая умница, сыграла и трусость, и заискивающий взгляд, и панику, и вальяжность.

Портниха, АвстралияХьюго Уивинг в фильме Портниха

Пожалуй, прервем перечисление персонажей и актеров. Все равно посмотревший «Портниху» составит собственное мнение. Обратите внимание на детей-актеров. И мы не станем пересказывать историю. Разве что мазками: погиб школьник, а в итоге другого ребенка вышвырнули подальше. Пришлось привыкать жить самой, учиться, взрослеть. Но детские дела остались незаконченными, да и с позиции взрослого человека портниха видела свои долги.

Намекнем, что мелькнувшему в середине фильма на горизонте хеппи-энду не стоит так уж доверять. Нет, в реальной жизни любовь не всегда выигрывает у ненависти в одни ворота. История так просто не закончится, «Портниху» закончит Тилли. Собственными золотыми руками. И долги, казалось бы, практически списанные, будут все-таки оплачены.