Клим Шипенко снял три короткометражных и два полнометражных фильма. Короткий метр («Белая ночь» и Ночной экспресс»)  «гулял» в свое время по международным  кинофестивалям.  А полнометражные картины:  криминальная драма  «Непрощенные» (2009 год) и экзистенциональный детектив «Кто я?» (2010 год) участвовали в основных программах «Кинотавра». 

Молодой режиссер учился киномастерству в Америке. Окончил факультет «Кинопроизводство» в Калифорнийском университете. Не любит Ингмара Бергмана, но симпатизирует Дэвиду Финчеру. 

Уважает  кинематограф коммерческий, но авторский. И на примере творчества любимых режиссеров тоже пытается делать «умные глупости». Получается, не получается — вопрос пока открытый. За сложные задачи и движение  — всегда уважение. Не зря фильм «Непрощенные» на фестивале «Амурская осень» удостоился приза « За дерзкий дебют». 

Зрители всех мастей обвиняли режиссера в неприкрытом подражании  и Квинтину Тарантино, и Гаю Ричи (более продвинутые кивали в сторону того же Д.Финчера).  Хочется  написать несколько слов в защиту режиссера по поводу его «списывания». Защита  строится на примерах. 

Пример первый. Сам Тарантино вырос на  старых, мало кому известных фильмах категории Б (можно вспомнить кинотрэш студии «Troma»). Плюс куча фильмов артхаусного направления, ссылки на которые есть почти  в каждой работе режиссера: Годар, Скорсезе. … Чтобы вычитать, вернее, высмотреть все цитаты и упоминания, надо быть таким же «начитанным» и  восприимчивым, как сам  мэтр. Так что над фирменным стилем Тарантино «потрудились» многие и многие.  

Пример второй: Гай Ричи. Его, безусловно, называли  европейским Тарантино. Но это поначалу. Сейчас же он просто Гай Ричи!— и этим все сказано.

Пример третий. Из русской классической литературы. Пушкин. Влияние  европейской литературы  18-19 веков на творчество Пушкина общеизвестно. Это и роман «Адольф» Б.Констана, роман Ф. Шатобриана «Рене». Не обошлось и без женского влияния мадам де Сталь. Не один литературный герой стал прототипом Евгения Онегина. А Лермонтов. Не зря ему приходилось оправдываться такими поэтическими строчками: «Нет, я не Байрон, я другой…»

Пример четвертый. По словам Клима Шипенко, он любит киноаттракционы. Но не в техническом смысле, конечно же. А как выдумщик Альфред Хичкок, которого за его сногсшибательные и хитроумные сюжеты критики называли ловким трюкачом. Появление этой характеристики связано с выходом в 1951 году фильма «Незнакомцы в поезде». Это нуаровый триллер, затрагивающий вечную  тему противоборства добра и зла внутри одного человека. Детектив «Кто я?» об этом же, да и стилистика нуара визуально поддерживает тему.

Я не знаю, какое влияние именно Хичкок оказал на Клима Шипенко. Но если он считает своими учителями таких режиссеров, как  Д.Финчер или К.Нолан, то смею предположить, что без влияния мастера саспенса тут не обошлось. Хотя бы через работы любимых режиссеров (они ведь тоже у кого-то учились). Не случайно, тот же Кристофер Нолан имеет награду кинофестиваля британского кино в Динарде «Серебряный Хичкок».

Яркие имена из разных эпох и жанров убедительно доказывают, что талантливо подражать — это и есть учиться. Бывает и так, что мир  помнит учеников и не помнит учителей.

P.S. "Ночной экспресс" (2006год) Клим Шипенко снял по рассказу Э.Хемингуея  «Белые слоны». А в далеком 1956 году Андрей Тарковский, будучи студентом ВГИКа, тоже экранизировал  модного тогда писателя. А во что это вылилось!  Конечно, у каждого свой путь.  Но с  такими учителями (явными и тайными) у режиссера большое будущее.        

(0 голосов)

Scarseze

Очень "примерно" и конкретно - конфета для киномана.

9 мая в 05:05