Первые шаги…
 
Мало сегодня найдется людей, не слышавших имя Хаяо Миядзаки. Человек, заставивший поверить нашего зрителя в то, что аниме – это не только большеглазые девочки-волшебницы, бесспорно достоин уважения. И как у любого художника и творца, путь Миядзаки не был устлан розами. Впрочем, сам мастер признается, что жизнь его могла оказаться гораздо хуже, не будь судьба благосклонна к нему с самого начала.

И действительно, родившись в 1941 году, Хаяо, как и большинство его сверстников, мог страдать от военных невзгод и последствий проигранной Японией войны. Однако ему посчастливилось появиться на свет в семье управляющего фирмы, которая обеспечивала авиационные заводы поставками хвостовых частей для самолетов. Семья Хаяо не знала ни лишений, ни потерь. Однако нельзя сказать, что детство Миядзаки было совершенно безоблачным. Его мать девять лет болела туберкулезом и большую часть времени проводила в больницах. По этой причине, а еще из-за работы отца, семье приходилось постоянно переезжать с места на место.

Детские переживания и впечатления нашли отражение в творчестве Миядзаки,  предопределив его безграничную любовь к небу и летательным аппаратам, а так же трепетное отношение к семье и семейным узам. Эти два мотива красной нитью проходят через все работы мастера, будь то история о чудесном Тоторо и его маленьких подружках или удивительная легенда о принцессе Навсикае. Принято считать, что в историях Миядзаки всегда присутствуют мотивы экологии и пацифизма. И если любовь к самолетам и невероятным сооружениям следует относить к невольным порывам автора, то злободневные нюансы миядзаковских сказок – непременно осознанный выбор художника. Так ли это? Критики вопросами не задаются и редко уточняют у самого аниматора, о чем он думал, создавая свою Мононоке или Поньо. Это скорее задача журналистов.

Вот только не любит старый мастер рассуждать о том, о чем его любят спрашивать. «У меня не получается выразить это словами – мои мысли. Когда я говорю то, что я думаю, звучит не так. Я не люблю говорить», - так пытается объяснить себя Хаяо Миядзаки. В самом деле, большинство интервью с этим великим японским сказочником наполнены неожиданной печалью и пессимизмом. И странно слышать из уст создателя Навсикаи, как далек он от мыслей, что природа добра к людям. Странно слышать, от человека, который придумал Тоторо, Мэй и Тихиро, что мир наш зыбок, безнадежен и сер. Странно, если не дать себе труд вслушаться в эти слова и услышать, то, что на самом деле пытается сказать нам Хаяо Миядзаки.
 
Под знаком Навсикаи…
Прежде чем свет увидел экранизацию первой авторской манги1 Хаяо Миядзаки о принцессе Навсикае2, на экраны успело выйти немало фильмов, созданных при его участии. Самые первые, такие как «Повесть о сорока семи верных вассалах-псах», упоминаются обычно вскользь, поскольку в них роль Миядзаки сводилась к прорисовке промежуточных кадров. Но талант проявил себя сразу, и очень скоро молодому аниматору доверили создание собственных проектов. Однако известность пришла к Миядзаки не сразу. Сегодня лишь поклонники художника знают и ценят его первые самостоятельные работы, такие как «Принц Севера» («Taiyou no Ouji: Horus no Daibouken») или «Люпен III: Замок Калиостро». Сам Миядзаки с высоты прожитых лет оценивает эти произведения весьма снисходительно. Но все-таки в них легко угадывается та особая стилистика рисования, которую впоследствии назовут миядзаковским почерком.

Слава же пришла к художнику ровно двадцать лет спустя, когда на экраны Японии вышла «Навсикая из Долины Ветров». Благодаря ей, Хаяо Миядзаки стал невероятно популярен как режиссер и аниматор. Но эта слава была всего лишь вершиной огромного айсберга, носящего старое греческое имя Навсикая. Создание манги не закончилось с выходом аниме. Тринадцать лет Хаяо Миядзаки продолжал рисовать свою графическую новеллу о принцессе Долины Ветров. Он успел создать за это время четыре мультфильма, каждый из которых стал настоящим хитом: «Летающий замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки Кики» и «Порко Россо». Казалось бы, эти работы никак не были связаны с Навсикаей, но сам Хаяо Миядзаки спустя годы говорит, что если бы он не писал в это время Навсикаю, то, его мультфильмы не получились бы такими чистыми и радостными.
 
«Я не собирался делать светлую вещь, потому что уже делал тяжелую, но если бы я не писал "Наусику", думаю, что страдал бы, пытаясь добавить в фильм еще тяжелых сцен».
 
Однако не только этим обязан Миядзаки своей первой и главной героине. За те тринадцать лет, что они провели вместе, Навсикая помогла аниматору по-новому увидеть жизнь. Задавая непростые вопросы и ища на них еще более непростые ответы в нарисованном мире, Навсикая заставляла своего создателя делать тоже самое, но в мире реальном. Многие его взгляды изменились, благодаря Навсикае. Будучи в молодости приверженцем марксизма, постепенно Миядзаки отошел от этого учения. Деление на классы стало казаться ему бессмысленным и пустым, как и многочисленные разговоры о самых разных проблемах, разговоры, которые ничего не решали.
 
«Я думаю, что это ясное изменение в моем образе мыслей произошло скорее от того, что я писал "Наусику", чем от изменения моего положения в обществе».
 
Тринадцать лет под знаком Навсикаи принесли немало перемен в жизнь Хаяо Миядзаки. И одна из главных – это рождение студии «GHIBLI», которое стало возможным лишь благодаря прокатному успеху «Навсикая из Долины Ветров». Кончилось двадцатилетнее странствие Хаяо Миядзаки по чужим студиям. Вместе со своими друзьями, среди которых был его верный напарник и режиссер Исао Такахата, он создал собственную студию, ставшую не менее знаменитой, чем студия Дисней.
В жизни каждого настоящего мастера случается та самая, единственная работа, переворачивающая его внутренний мир. Навсикая стала для Миядзаки такой работой – сложной, тяжелой, мучительной и при этом жизненно необходимой. Другой такой, если верить словам самого мэтра, пока еще не случилось…
 


От Навсикаи к Тихиро…

Между тем, пока имя Хаяо Миядзаки гремело на всю Японию, но остальной мир плохо представлял, что это за человек и чем он так знаменит у себя на родине. И так было до тех пор, пока на экраны не вышло аниме «Унесенные призраками». Сказка о девочке Тихиро, попавшей в мир духов и вынужденной работать в бане старой колдуньи Юбабы, чтобы спасти своих близких, покорила зрителей. Яркая, необычная и в то же время очень добрая история, нарисованная в фирменном стиле Миядзаки, принесла своему создателю не только славу, но и Оскара. А также множество поклонников в самых разных странах мира.

С этого момента к фильмам студии «GHIBLI» - и уже вышедшим, и тем, которым только предстояло выйти – невероятно возрос интерес в мировом прокате. Но еще прежде «Унесенных призраками» случилась «Принцесса Мононоке», также получившая широкий резонанс. Эта история о принце Ашитаке и его возлюбленной Сэн – лесной принцессе-волчице, как и остальные истории Миядзаки не была однозначной. Но большинство западных зрителей увидело в ней лишь одну идею – модную сегодня идею борьбы за экологию. Узость такого подхода к работам мастера огорчает и ценителей таланта Миядзаки, и его самого.
 
Экологическое образование людей - не моя задача. Однако в свои фильмы я привношу свой личный опыт.
 
И действительно Хаяо Миядзаки является весьма активным человеком, и забота об окружающей среде занимает одно из главных мест в его жизни. К примеру, благодаря его усилиям на крыше студии «GHIBLI» был разбит настоящий сад. Но это не означает, что все его помыслы сосредоточены только на этом занятии. Поэтому не следует трактовать его работы столь однобоко.
 
Серый мир и маленькие герои…
Прожив на свете шестьдесят девять лет, Хаяо Миядзаки создал немало удивительных фильмов и графических новелл. Он помог родиться на свет одной из самых лучших японских студий, где и по сей день рисуют карандашом, а не компьютерной мышью. Он стал отцом двух сыновей, один из которых пошел по его стопам и также рисует мультфильмы, а второй занялся резьбой по дереву. Его жизнь можно считать удавшейся и удачной, но при этом Хаяо Миядзаки с грустью смотрит на окружающий его мир, снова и снова называя его серым и безнадежным. И в то же время, он создает удивительные, яркие и вдохновляющие мультфильмы. Не для того, чтобы спрятаться в них от реальности, а затем, чтобы раскрасить эту реальность для детей. Ведь не случайно дети почти всегда являются главными героями фильмов Миядзаки. Это самые честные и самые настоящие герои, каких только можно найти. И капризная Тихиро, и порывистая Кики, и веселая Мэй4, и верный Судзуки5 – ни в одном из них зритель не усомниться, в каждого поверит и будет сопереживать. А все потому, что создавались эти работы для детей, знакомых и близких Миядзаки, обычных мальчиков и девочек, которые живут с ним по-соседству или приходят в  волшебный музей студии «GHIBLI».
 
Дети вдохновляют меня.
 
Этой простой фразой Миядзаки объясняет все. Да, наш мир сер и безнадежен, полон тревог и волнений, но мир детей совсем иной. И наполнять его нашими заботами и нашими страхами мы не должны. Достаточно вспомнить, как показано наводнение в сказке «Поньо на утесе» - это не разруха и разорение, это новый удивительный мир рыб и сияющей воды. Миядзаки словно бы говорит: «Да, беды случаются и надо просто принимать этот факт, и жить дальше, находя радость в самом простом. Как это делают дети».
И быть может, руководствуясь этой идеей, Миядзаки до сих пор продолжает работать, не смотря на свое желание покинуть мир кинобизнеса и уйти на покой. Нам же остается лишь пожелать ему долгих лет и крепкого здоровья, ведь работа над мультфильмами – занятие далеко не из самых простых. А замена старому японскому сказочнику вряд ли найдется.
 
 
 
1 Манга – рисованные графические новеллы или комиксы. Являются первоисточником большинства существующих аниме.


2 Навсикая – героиня «Одиссеи» Гомера, нашедшая Одиссея на берегу и спасшая его от смерти. Вдохновленный этим образом, Миядзаки дал своей героине то же имя. Иногда оно переводиться как Наусика.


3 Тоторо – персонаж мультфильма «Мой сосед Тоторо». Его изображение стало эмблемой «GHIBLI».


4 Мэй – пятилетняя героиня фильма «Мой сосед Тоторо».


5 Судзуки – маленький герой фильма «Поньо на утесе».
 

(0 голосов)