Ранние годы

Будущий флагман австралийского кино, многократный номинант на премию «Оскар» Питер Уир родился 21 августа 1944 года в Сиднее. Его отец работал в агентстве недвижимости, однако сын с детства тянулся к искусству, что привело его к ступеням Сиднейского университета. В стенах старейшего учебного заведения Питер суждено было встретить Филлипа Нойса, участника проекта «Ubu Films». Так в Уире зажглась искра режиссерского таланта, который в дальнейшем он неустанно развивал.

Первые шаги

После окончания Сиднейского университета Питер был принят на должность ассистента на местный телевизионный канал ATN-7. В его обязанности входила обработка отснятого видео-материала перед выпуском еженедельного получасового эпизода скетч-комедии «The Mavis Bramston Show». В это время Уир делает первые шаги на режиссерском поприще, выпуская два короткометражных фильма.

Следующей ступенью для Питера стала должность в компании «Film Australia», члены которой занимались производством фильмов о родной стране. Здесь талант уроженца Сиднея был оценен по достоинству, результатом чего стали несколько документальных лент. В одной из драм, «Three To Go», Питер отснял одну из частей, составив триумвират с Брайаном Ханнантом и Оливером Хоусом. Фильм впоследствии получил одну из престижных австралийских наград, AFI Award.

Становление мастера

Австралийский этап творчества

Рассвет самостоятельной режиссерской карьеры начался с фильма «Родная долина» (1971) - неординарной комедии, раскрывающей характеры героев под давлением опасных игр со смертью. Следующей картиной стал проповедующая черный юмор комедия «Машины, которые съели Париж» (1974). Этому фильму было суждено пополнить копилку классики австралийского кино. Кроме того, лента заложила основы дальнейшего творчества Уира. Во всех последующих работах режиссер неустанно наблюдает за персонажами, самостоятельно или непреднамеренно изолирующими себя от остальных членов общества.

На смену юмористическим посылам встали драматические картины. В 1975 году в свет вышла лента «Пикник у Висячей скалы», получившая широкое одобрение как телевизионной публики, так и профессионального сообщества. Следующая работа, «Последняя волна» (1977), унаследовала дух «Пикника», обнажив противоречия между европейским укладом и культурой аборигенов. Между двумя фильмами Питер ненадолго вернулся к жанру черной комедии, отсняв картину «Водопроводчик».

Ошеломляющий успех

Общемировое признание пришло к Питеру Уиру после выхода в прокат фильма «Галлиполи» (1981), который был удостоен номинации на «Золотой Глобус» в категории «Лучший иностранный фильм». На съемочной площадке блистала восходящая звезда австралийского кино Мэл Гибсон (уже прославивший себя как Безумный Макс). Ему же была отведена главная роль в следующей картине «Год, опасный для жизни» (1982). Пару актеру составила Сигурни Уивер, уже снискавшая множество положительных отзывов после «Чужого» Ридли Скотта. Фильм получил несколько номинаций на престижные награды, а Линда Хант, исполнившая роль второго плана, удостоилась золотой статуэтки.

Голливуд

После нашумевших премьер режиссер незамедлительно был приглашен в США, чтобы принять участие в более дорогостоящих проектах. В первых двух голливудских работах на роль главного протагониста режиссер пригласил Харрисона Форда. «Свидетель» (1985) и «Берег москитов» (1986) помогли последнему продемонстрировать свой драматический талант, оставив роли Индианы Джонса и Хана Соло. За «Свидетеля» Уир получил номинацию на «Оскара» как «Лучший режиссер», ставшую для него первой в карьере.

Гений Робина Уильямса в фильме  Общество мертвых поэтов

Последующие проекты Питера только повысили планку, установленную режиссером. «Общество мертвых поэтов» (1989), «Вид на жительство» (1990), «Бесстрашный» (1993), «Шоу Трумана» (1998), «Хозяин морей: На краю Земли» (2003) – каждый из этих фильмов был оценен по достоинству как зрителями, так и критиками. Свидетельство тому – многочисленные номинации лент на самых престижных фестивалях. Пожалуй, наиболее удачливым в этом отношении стал фильм «Общество мертвых поэтов», отмеченный золотой статуэткой в категории «Лучший сценарий». Британская академия в 1990 году присудила ленте звание лучшего фильма, попутно отметив главным призом и саундтрек. Множество наград (три «Золотых глобуса», три премии Британской академии, два «Сатурна») получило и «Шоу Трумана» с Джимом Керри в главной роли.

Последние годы

Многократный номинант на премию  Оскар  Питер Уир

После выхода «Хозяина морей» список работ Питера Уира пополнила лишь одна кинолента – «Путь домой» (2010), повествующая о побеге заключенных из советского ГУЛАГа. Сейчас Питер проживает в Сиднее со своей женой Уэнди, с которой они вместе с 1966 года. Режиссерское кресло австралийского самородка пока пустует, однако поклонники таланта Уира все же надеются на финальный аккорд от признанного мастера.

(0 голосов)

Анна Александровна Станкевич (ds73)

культовый кинематограф

27 ноября в 12:11